Итак, мы решили плотно заняться музыкой и организовать студию звукозаписи прямо у себя дома на кухне. Современная аппаратура позволяет это сделать – было бы только место где поставить компьютер. Ну и какой ни будь портативный инструмент. Для записи вокала нам, конечно, понадобится ещё и микрофон, и обязательно звукоизоляция, иначе придётся выяснять отношения с соседями. Поэтому с вокалом немного сложнее будет. А вот писать инструментальную музыку или делать сведение реально можно и дома. И даже действительно на кухне, если уж больше совсем негде – утренняя яичница совсем не помешает вашему творчеству…

Есть несколько простых и очевидных задач, которые нам нужно решить, прежде чем мы приступим к записи. И самая первая из них – аудиосистема. Это, как говорится, по-определению.

Для начала – бытовая аппаратура

В сущности, для того, чтобы просто начать что то записывать, делать пробы, подойдёт любая звуковая аппаратура. По большому счёту, сам по себе компьютер как таковой, для создания и обработки звука может обойтись и как ни будь так… Аудиофайлы в основном обрабатываются в оперативной памяти и сохраняются на диск «в цифре». Звуковая карта и акустика нужна для того, чтобы сам пользователь компьютера, начинающий звукорез мог хотя бы слышать и как-то хоть контролировать процесс. Поэтому, для того, чтобы вообще начать работу и убедиться в том, что ваша система, ваша рабочая станция хотя бы работает и что-то пишет, вполне подойдёт и то, что у вас уже наверняка есть. Но только лишь для того чтобы проверить и убедиться, что звук пишется!

Потому что когда вы перейдёте от первых тестовых записей дальше к более основательной работе, то быстро убедитесь что бытовая аппаратура для создания музыки не подходит. Возможно вы даже будете разочарованы, прослушав ваши первые записи где то за пределами вашей домашней студии на мощной концертной аппаратуре. А всё потому, что бытовая аппаратура не позволяет делать качественное сведение звука в принципе. Она не предназначена для создания музыки напрочь! И дело не в том даже, что ваша аппаратура дешёвая, китайская и некачественная. Даже дорогая и очень дорогая аппаратура но – БЫТОВОГО КЛАССА, или даже аппаратура для дискотек – всё равно для записи не подходит! Для создания звуковых треков, для звукозаписи нужна специальная аппаратура, которая ЗАТОЧЕНА ДЛЯ ЗВУКОЗАПИСИ!

Аппаратура студийного уровня

И это вовсе не означает, что такая аппаратура будет дорого стоить! Необходимый минимум, который вам понадобится – студийные наушники, студийные мониторы и профессиональная звуковая карта – это всё может вполне уложиться в 30-40 тысяч рублей. Самое главное – не перепутать и понять разницу между бытовой и студийной аппаратурой.

Назначение бытовой аппаратуры, как и заявлено – прослушивание звука на потребительском уровне. Для этого уровня достаточно чтобы ВСЁ ПРИЯТНО ЗВУЧАЛО! Там обязательно должен быть сочный, бархатный бас, звонкие, колючие верха, средние чтобы не резали… Чтобы всё было объёмно, не плоско, насыщенно и красиво. И неважно, что там, что-то не прослушивается, что низы забивают всё остальное, и звук саксофона сливается со звуком гитары, и не поймёшь уже, кто поёт – Леннон или Маккартни, главное чтобы было приятно и ласкало слух. Плюс, бытовые аппараты внутри себя содержат кучу разных улучшайзеров, включённых «по умолчанию», которые вообще уничтожают напрочь всю чистоту естественного звука, делая его приторно сладким до тошноты!

Не, я серьёзно! После того, как я перешёл на студийную аппаратуру, я не могу уже слушать музыку на обычной бытовой технике. Это всё равно, что дегустировать и сравнивать настоящий шоколад, произведённый в Бразилии по всем правилам и технологиям, из натуральных компонентов. И тот шоколад который делается у нас или даже в Европе, сделанный на крупном производстве, с применением искусственных ароматизаторов, консерваторов, усилителей вкуса и прочей химии… Как говорят – две большие разницы!

Именно поэтому ваша первая запись, сделанная на бытовой аппаратуре определённо не могла получиться качественной. Потому что на бытовой аппаратуре всё звучит усреднённо приятно, искусственно приятно, но по факту — просто размазано, приукрашено, и совершенно неестественно. Всё сливается в кучу и прослушать звук как следует, детально просто невозможно. Это я пишу не просто так от фонаря, а потому что сам через это всё прошёл. И рассказываю свой собственный опыт. Я сам парился со своими первыми записями в бытовых (хотя и качественных) наушниках, и быстро обнаружил, что инструменты по одному вроде звучат прилично и всё чётко, но когда запускаешь все треки, получается какая то каша, в которой ничего толком разобрать невозможно. А когда я понёс свою первую запись в концертный зал, показать друзьям, и включил… Конечно я был сильно разочарован. И забросил это дело на много лет.

А потом я попал на студию. И мне удалось восстановить мои старые записи в МИДИ и прослушать на студийной аппаратуре. И я просто сразу же, даже не вслушиваясь толком, услышал все свои косяки, сразу же чётко определил, в чём были мои ошибки, сразу же всё исправил. Потом всё по-новой импортировал в файл, опять же пошёл в концертный зал – и на концертной аппаратуре моя давнишняя первая запись зазвучала вполне достойно!

Всё дело было в аппаратуре – и даже не в её качестве и цене. Революция произошла на студии и на СТУДИЙНОЙ аппаратуре!

Теперь более конкретно и по существу. Или по частям.

Наушники

Вот просто ради интереса откройте на Яндекс.Маркете описание наушников AKG K271 MkII и особенно отзывы. Так там все комментаторы буквально кричат, что это СТУДИЙНЫЕ МОНИТОРНЫЕ НАУШНИКИ и что обычным «бытовым» меломанам они просто не понравятся! Но зато в них прекрасно и комфортно работается звукорезу в студии, при сведении записи!

Я не знаю как это работает, я не технарь, я музыкант — я просто слышу результат, и слышу разницу. Мои первые записи, которые я пытался сводить на бытовой аппаратуре – там была просто каша какая то. Сейчас, когда я пользуюсь студийной аппаратурой, пусть она и не шибко крутая, но она предназначена для звукозаписи. И я совершенно чётко могу прослушать и настроить звук каждого инструмента. Небольшой состав виртуальных инструментов – обычная ритм группа, два солирующих инструмента, парочка вокалистов, и даже если есть бэк вокал – всё это сводится на-раз! И даже совершенно не нужно напрягать слух, чтобы прослушать и сбалансировать все инструменты между собой. И если звучит составчик побольше – десять, пятнадцать инструментов – всё равно отлично слышно каждый инструмент отдельно. Ну, может быть, если только в группе из четырёх-шести саксофонов, чтобы прослушать каждый инструмент отдельно (при воспроизведении всех вместе, разумеется) придется немного напрячь слуховой аппарат. Но и то, всё равно прослушивается и хорошо, чётко сводится вся группа! Вот например, для иллюстрации, пьеска «Старый монстр»:

Ну так вот, там во втором куплете в оркестре, я совершенно чётко слышу звук пианино… и вот всё думаю, а не заменить ли мне эту фанерку на гитарку? …

Звуковая карта

Однако дело тут не только в наушниках. На том же Яндекс.Маркете, который я уже упоминал, в комментариях о наушниках AKG K271 многие добавляют, что эффект от этих наушников достигается при использовании приличной ВНЕШНЕЙ звуковой карты. И как пример приводится M-AUDIO М-Track 2X2. Я решил сравнить и убедился – так и есть! Всё дело в том, что внутренняя, бытовая звуковуха во-первых просто не раскачивает мощные студийные наушники по напряжению. А во-вторых, там просто по-умолчанию включены всякие эквалайзеры, улучшайзеры, и прочие гадости, которые только портят звук и делают кашу!

Поэтому вот, для достижения максимального эффекта от студийных наушников, к ним в паре обязательно должна быть приличная внешняя звуковая карта. Которая поможет вашим наушникам выдавать все, что от них требуется и достаточно хорошо раскачает. И не только наушники, но и ваши студийные мониторы!

Студийные мониторы

Не просто «колонки» а именно «студийные мониторы». Теперь уже понятно в чём разница. Также как и студийные наушники, мониторы должны выдавать чистый, неприукрашенный звук. Они совсем необязательно должны быть мощными. Но на них также как и в студийных наушниках, должен чётко прослушиваться каждый инструмент и каждый голос. При выборе конкретной модели можно также ориентироваться на комментарии в Яндекс.Маркете. Например, по модели KRK ROKIT 5 G3. Там вам чётко подскажут, что данная модель, несмотря на свою дешевизну, относится именно к классу студийной, а не бытовой аппаратуры и предназначена для работы и сведения звука, а не для бытового среднестатистического балдежа.

Выбор конкретных моделей аппаратуры

это полностью ваш собственный выбор! Наушники обязательно нужно пробовать на своей голове. Голова директора магазина не подойдёт. Если вы читали комментарии – там много пишут что наушники нужно обязательно пробовать — как данная конкретная модель подходит для вас.

Звуковая карта должна соответствовать вашим планам по работе. Одним хватает одного микрофона и инструмента, другим сразу нужно несколько микрофонов. Если у вас студия с кабиной, то для связи с исполнителем в кабине вам нужен будет ещё дополнительный микрофон. Подумайте обо всех деталях.

То же самое и о мониторах. Ваш выбор будет зависеть от размеров вашей студии и от того, на каком расстоянии вы планируете поставить ваши мониторы. Словом – вся аппаратура должна соответствовать вашему проекту, вашим творческим замыслам.

И тогда всё будет в порядке!