Прежде чем двигаться дальше, нам необходимо немного задержаться и более подробно поговорить о МИДИ. Вернее сейчас именно о МИДИ сообщениях.

Так же как компьютерная клавиатура отправляет в компьютер сигналы или сообщения о нажатых клавишах, так и МИДИ клавиатура выдаёт компьютеру подобные же сообщения. Только с МИДИ клавиатурой сложнее. Палитра МИДИ — сообщений для компьютера намного богаче. Рассмотрим их подробнее.

Note — нажатие MIDI-клавиши

У этого сообщения три параметра – время нажатия, время отпускания и сила удара. Вернее скорость опускания клавиши. Чем сильнее удар, тем выше скорость. Так проще измерять. Всё гениальное просто – два контакта под каждой клавишей позволяют решить проблемы с динамикой и позволяют пианисту заставить инструмент звучать всеми фибрами своей души!

Скорость (velocity) нажатия соответствует силе удара по клавише. МИДИ-клавиатура выдаёт компьютеру эти параметры в числовых значениях от 0 до 127.

Кроме того, в более совершенных синтезаторах параметр velocity используется ещё и для управления фильтрами — например, большей громкости соответствует более звонкий звук. Либо для выбора нужного сэмпла при многослойном синтезе звука.

Controller — состояние контроллера

Кроме сообщений о нажатии клавиш, компьютер получает ещё множество сообщений о состоянии и изменении различных контроллеров – педали сустейна, например, колёс глиссандо и вибрато, пэдовых кнопок, и многих других. Все эти сообщения обрабатываются в Cubase, находятся под её полным контролем и могут редактироваться в МИДИ редакторе.

Особенности потока МИДИ сообщений

Итак, исполнение музыки на синтезаторе обеспечивается совокупностью всех МИДИ сообщений, которые ему выдаёт МИДИ клавиатура. Всё богатство исполнительского мастерства и творчества пианиста выражается в простых сообщениях измеренных в числовых значениях.

Но когда если у нас всё так хорошо разложено на сообщения, числа и формулы, всё взвешено и дифференцировано, и зафиксировано, мы же ведь можем демонстрировать исполнительское мастерство своё не только в реальном времени, музицируя и импровизируя так сказать непосредственно, «живьём». Преимущество клавишника состоит в том что, имея всю свою музыку оцифрованной в виде ЗАПИСАННЫХ МИДИ сообщений, он может и отредактировать весь этот массив информации и выдать синтезатору свою музыку не руками, непосредственно, а в записи, в более совершенном и упорядоченном виде.

Кроме того, поскольку мы имеем дело не с аудиозаписью, занимающей достаточно большой объём в байтах, а с записью сообщений или команд, то вся наша МИДИ-музыка может занимать совсем небольшой объём.

Однако эта кажущаяся компактность и простота обработки МИДИ сообщений может сыграть с нами злую шутку. Дело в том, что хотя нам кажется, что записанные треки могут воспроизводиться параллельно, однако это далеко не так. На АППАРАТНОМ УРОВНЕ компьютера все МИДИ сообщения обрабатываются ТОЛЬКО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО! Без какого либо перекрытия по времени. Если вам кажется что ноты в аккорде звучат совершенно одновременно и параллельно, то фактически компьютер ОБРАБАТЫВАЕТ эти сообщения строго последовательно, строго одно за другим строго в одном потоке цифр. Понимаете, о чём я говорю? Всё что вы обрушиваете на свою клавиатуру, все ваши септ – нон и прочие шкряб-мозоли, все ваши пассажи и мелизмы, всё это идёт в компьютер не параллельно, а в один поток сообщений – причём только один!

И вот тут может происходить одна неприятная вещь. Может так получиться, что интерфейс ещё не успеет передать все сообщения, относящиеся к одному промежутку времени, как его накроет волна следующего массива сообщений, которые в соответствии с метрической сеткой также должны быть обработаны и исполнены именно в этот момент! Кроме того, если при этом обрабатываются не только сообщения непосредственно нотных (чёрных и белых) клавиш, но ещё и сообщения различных контроллеров и переключатей – а ведь эта вся информация также идёт в том же самом, в одном потоке сообщений! В этом случае перегрузка интерфейса возможна даже при небольшом количестве партий и одновременно исполняемых нот.

Всякому кто писал музыку на примитивных железных секвенсерах, типа YAMAHA PSR это явление хорошо знакомо. Это производит неизгладимое впечатление, когда в самый ответственный момент, при переходе, например от припева к куплету, в самой узловой точке проекта синтезатор вдруг начинает притормаживать, выбиваясь из ритма. А всё потому, что в одном месте, в одной конкретной временной точке, сосредоточено – даже не река а МОРЕ МИДИ сообщений!

Эту особенность МИДИ необходимо иметь в виду и учитывать, разгружая такие узловые точки и создавая условия для плавного течения вашей музыки, без рывков и задержек.

Две системы измерения времени  для МИДИ сообщений

Теперь ещё вот об одной очень важной вещи. Все МИДИ сообщения существуют одновременно в двух системах измерения времени. Это, во-первых, собственно наше «абсолютное» время, измеряемое в миллисекундах, и даже более точно если, во временных квантах – тиках.

Однако музыка всегда имеет ещё и свою систему измерения времени – метр, или метрическую сетку. Это чередование сильных и слабых долей такта. Это время измерения длительности звука, некая относительная шкала, выражаемая в долях такта – половинной, четвертной, шестнадцатой… Музыка существует и живёт именно в этой метрической системе измерения времени. Наша музыкальная метрическая сетка имеет два параметра – РАЗМЕР и ТЕМП. По отношению к «абсолютной» системе измерения времени выражаемой в квантах – тиках, метрическая система измерения времени всегда относительна.

Однако, если при формировании записи МИДИ сообщений, эти сообщения приходят в Cubase, находясь в абсолютной системе измерения времени и имея в своих параметрах абсолютные значения в виде тиков, миллисекунд, секунд и всей остальной привычной нам временной шкалы. Но, СТАНОВЯСЬ МУЗЫКОЙ, эти МИДИ сообщения приобретают значения и обрабатываются в относительной, метрической системе времени – в долях такта. И, например, при изменении ТЕМПА уже значения времени миди сообщений назначенные в долях такта остаются неизменными, а вот абсолютные значения в тиках пересчитываются и изменяются. То есть при изменении параметров метрической системы «абсолютное» (значения в тиках) становится относительным, то есть пересчитывается, а «относительное» — то есть значения в долях такта, сохраняется, становится абсолютным! Абсолютным, относительно метрической сетки! Здорово, да?

И поскольку мы тут не задачки по алгебре решаем, а всё-таки делаем музыку, то и преимущественным для нас становится «относительное» значение времени МИДИ сообщения – именно в долях такта!

Вот фрагмент фонограммы для детского театрального коллектива, где я использовал музыкальный материал Рихарда Вагнера:

Все звуки хотя и воспроизводятся достаточно ровно, но всё же НЕ АБСОЛЮТНО РОВНО – сохраняя эффект живого, эмоционального исполнения. И, кроме того, подчиняющегося не тиканью будильника отмеряющего секунды (миллисекунды, тики), а живой музыкальной метрической структуре на 6/8 подчиняющейся живой руке дирижёра (в данном случае я сам себе дирижёр). И поскольку рука дирижёра живая и чувственная, то и может исполнить где то немного animando, где то наоборот ritenuto… И хотя при этом метрическая музыкальная сетка может сжиматься и расширяться но её структура сохраняется!

Вот этот фрагмент в МИДИ редакторе Cubase 10

И вот поэтому, когда вы будете производить точнейшее, ювелирнейшее редактирование ваших МИДИ сообщений в виде отпечатков клавиш, учитывайте, что мы тут с вами не задачки по алгебре решаем, однако, а делаем музыку всё-таки. Поэтому и выставлять ваши точнейшейшие значения времени МИДИ сообщений нужно не в «абсолютной» системе временных координат, а в «относительной» то есть метрической, музыкальной системе – не в тиках и миллисекундах, а в долях такта – шестнадцатых, тридцатьвторых, шестесятчетвёртых… Именно тогда и только при выполнении этого условия ваша музыка будет звучать по-настоящему гармонично и стройно!

Вот так!