Глобальные функции и настройки

Далее мы намерены более подробно описать основные функции виртуального синтезатора HALion 6. И это подробное описание уместно было бы начать с глобальных функций настроек, маршрутизации, коннекта – в общем, СВЕРХУ!

И в верхней строке так логично расположился входной блок с индикатором МИДИ-сигнала, выпадающим списком доступных источников МИДИ, в котором так кстати прописан ваш МИДИ-девайс. А вслед за ним, тоже весьма кстати кнопка для вызова диалога с горячими клавишами. Как и в других продуктах Steinberg, горячие клавиши HALion 6 можно полностью редактировать и прописывать как удобно пользователю – по определению, клавишнику!

Строкой ниже также удачно вписался выходной блок – с выпадающим списком выходных шин. И далее кнопка для вывода диалога настроек программы.

Далее следует окошко следующего блока глобальных настроек – фильтр МИДИ каналов, таймер, установки темпа и размера для записи, и далее панелька транспорта – кнопки записи воспроизведения, включения/отключения зацикливания лупа. Ниже – кнопки для вызова open-диалога для загрузки миди файлов и save-диалога для сохранения записей. И далее кнопки управления для камертона. И в самом конце строки – выходной регулятор громкости.

Далее ещё ниже строка – слот программы (звукового пресета) который полностью дублирует активный блок в окне редактора Slot Rack. Здесь можно установить номер слота, звуковой пресет, выходную шину, MIDI-порт и MIDI-канал, громкость и панораму, а также замьютировать трек или включить режим соло.

Далее находится мастер-секция. Управляет общей громкостью и общей подстройкой высоты тона синтезатора.

И ещё дальше панель информации о производительности рабочей станции. Она имеет индикаторы загрузки процессора и жёсткого диска. Панель также выдаёт информацию о количестве воспроизводимых в данный момент сэмплов а также поле отображающее объём занятой оперативной памяти в мегабайтах.

Toolbar под логотипом Steinberg имеет кнопки относящиеся к редактированию МИДИ записи: первые три отвечают за поиск ошибок скриптов и неиспользуемых шин или сэмплов, следующие три позволяют отключить все применяемые в мультипатче посылы, разрывы и MIDI-эффекты FlexPhraser. За ними идут кнопки: RAM Save, с помощью которой можно отсканировать весь проект и выгрузить неиспользуемые в нем семплы (для этого необходимо нажать RAM Save, дождаться мигания, запустить воспроизведение проекта от начала до конца и отжать кнопку),Enable MIDI Mapping Selection Options, позволяющая использовать ноты для выбора зон, и MIDI Reset. С правого края находятся кнопки отмены и повтора действия (Undo/Redo) и две направленные вниз стрелки, вызывающие историю.

Вот собственно по верхней панели всё что есть. К счастью сверху не так много всего. Теперь можно уже переходить к главной части.

Редакторы в интерфейсе HALion 6

После краткого обзора глобальных настроек и функций, мы перейдём к главному – к тому, что собственно работает. Потому что главное это не то что правит сверху а то что работает внизу.

Именно сейчас уместно было бы продолжить описание замечательной функции интерфейса HALion 6 – панелей редакторов.

Программа содержит 25 блоков-редакторов. И для удобства работы разработчики программы применили замечательное решение. Окно программы может быть разделено на множество частей, секторов. И далее – любой из 25 редакторов может быть отображён в любом секторе окна, так как удобно пользователю!

Пользователь может закрыть все редакторы, все части окна. оставив только одно окно. Затем, он может разделить сплиттером окно на части как ему удобно – по горизонтали, по вертикали, в любых сочетаниях, применяя и здесь свою творческую фантазию.

Управление панелями и редакторами производится нажатием на кнопку со значком треугольника в верхнем правом углу панели. По нажатию на кнопку открывается контекстное меню, при помощи которого можно разделить окно сплиттером, установить один из 25 редакторов для данного окна, создать вкладку или закрыть окно редактирования.

При помощи управления окнами (она находится правее блока startup) можно один из предустановленных вариантов компоновки окон, или восстановить вид окон по-умолчанию. При помощи следующей кнопки интерфейс окон открывается в новом окне.

Обзор встроенных редакторов HALion 6

В первой главе мы начали разбираться со встроенными редакторами. Пришло время продолжить обзор.

Редактор клавиатуры

Этот редактор с виду довольно простой и понятный – содержит обычные, стандартные компоненты – контроллеры глиссандо и вибрато, а также сферический контроллер. Ну, и собственно, клавиатура сама. Всё это любому клавишнику знакомо.

Однако у HALion 6 она имеет дополнительные функции.

В частности клавиатура HALion использует функцию динамической активности. При нажатии мышкой внизу клавиши звук громче, при нажатии в верхней части клавиши, звук тише. Замечательно!

Если нажать клавишу Ctrl и удерживая её, нажать любую клавишу на клавиатуре редактора, HALion торжественно исполнит нам хроматическую гамму от нажатой клавиши вверх!

И ещё интересная фишечка – если удерживать нажатыми клавиши Ctrl+Alt и нажать мышкой любую клавишу – запустится десятикратное повторение с нарастающей динамикой. А при дальнейшем удержании клавиш, повторения с нарастанием будут от следующей клавиши. То есть нажав клавишу «до» с удержанием Ctrl+Alt мы услышим repeat на крещендо от «до», и далее то же самое от «до-диез» и от «ре» и так далее. Пока не отпустим клавиши.

Редактор триггерных пэдов

Трудно себе представить современный синтезатор без пэдов! Разумеется, есть они и у HALion-а.

В целом, пэд это такая универсальная программируемая кнопка. Чаще всего пэды используются для звуков перкуссионного типа. Хотя писать под пэды можно в сущности всё что угодно – от аккордовых пачек до изменения настроек МИДИ.

Для записи аккорда в пэд в контекстном меню избранного пэда выбирается строка Snapshot Chord. Кнопка пэда мигает сигнализируя о готовности к записи. В это время можно либо взять необходимый аккорд (или одну ноту, если нужно) на внешней МИДИ-клавиатуре, либо набрать (натыкать) мышкой на виртуальной клавиатуре компьютера. Затем нужно отключить запись пэда повторным нажатием на кнопку пэда либо отключить флажок в контекстном меню пэда. Если пэд записан успешно, кнопка пэда окрашивается синим цветом. Для удаления записи аккорда из пэда, в контекстном меню пэда нужно выбрать Clear Chord. На случай, если на вашем МИДИ устройстве нет пэдов, каждому виртуальному пэду можно назначить соответствующую клавишу на клавиатуре — Trigger Note. Для этого в контекстном меню пэда можно либо выбрать клавишу через строку контекстного меню Assign Trigger Note, либо выбрать строку Learn Trigger Note и нажать необходимую клавишу. При этом выбранная клавиша также окрасится в синий цвет. Для отключения Trigger Note нужно в контекстном меню пэда выбрать Forget Trigger Note. Клавиша будет отвязана и окрасится в обычный цвет.

Триггерные пэды можно использовать также для записи вариантов авторитма для таких инструментов как FlexPhraser или B-Box например.

Для записи варианта авторитма под триггерный пэд, нужно приготовить сам инструмент, с которого будет записан вариант авторитма, приготовить также записи авторитма в избранном инструменте. Они могут быть предустановленны в готовом пресете, либо заранее записаны вами в необходимом количестве – от 1 до 8 по чилсу кнопок вариаций и кнопок триггерных пэдов. Далее нужно выбрать на панели инструмента (FlexPhraser или B-Box) одну из вариаций, правым кликом мышки вызвать контекстное меню триггерного пэда, под который намерены записывать и в контекстном меню выбрать Snapshot Variation. Таким образом вариант авторитма будет привязан к пэду, а линия над кнопкой становится оранжевой, чтобы указать, что на неё назначен вариант FlexPhraser.

Итак, мы вкратце познакомились с работой редакторов, которые производят ввод миди-сигнала. Далее мы рассмотрим редакторы обработки звука – sound editor,zone editor, sample editor и другие.