Итак, мы решили плотно заняться музыкой и организовать студию звукозаписи прямо у себя дома на кухне. Современная аппаратура позволяет это сделать – было бы только место где поставить компьютер. Ну и какой ни будь портативный инструмент. Для записи вокала нам, конечно, понадобится ещё и микрофон, и обязательно звукоизоляция, иначе придётся выяснять отношения с соседями. Поэтому с вокалом будет немного сложнее. А вот писать инструментальную музыку реально можно и дома. И даже действительно на кухне, если уж больше совсем негде – утренняя яичница совсем не помешает…

Мы уже выяснили, что в компьютере может быть установлена вполне достойная, современная и очень мощная рабочая станция. И даже полная система для производства музыки. Причём на выходе реально получить отличный, вполне профессиональный звук. Возможность есть, было бы желание.

Что такое MIDI

Далее – для того, чтобы делать музыку в компьютере, для того, чтобы заставить компьютер играть то, что вы хотите, необходимо между вашими руками и программой поместить некое устройство ввода информации для создания звука. Пару примеров чтобы было окончательно всё понятно.

Когда вы играете на деревянном фортепиано, музыка со струн вашей души передаётся на струны инструмента при помощи некоего устройства – клавиатуры, механики, молоточков. И ещё там есть глушители, педали… В общем – достаточно сложный и совершенный девайс, который работает и помогает вам делать вашу музыку.

Когда вы садитесь за компьютер и вам необходимо ввести текст, команды для компьютера, или даже написать программу на языке программирования, вы используете другие устройства ввода – клавиатуру и мышку.

Теперь, чтобы делать вашу музыку, компьютер также должен получать от вас определённые команды, заставляющие его звучать и играть то, что вы хотите.

В сущности, можно вводить музыку и при помощи привычных устройств – компьютерной клавиатуры и мышки. Многие так и делают, и неплохо получается. Однако если вы учились играть на фортепиано, хотя бы в музыкальной школе, вам привычнее пользоваться клавиатурой фортепианного вида. Такое устройство называется МИДИ-клавиатура. MIDI – это musical instrument,digital interface. Ну, тут понятно, даже не нужно переводить. МИДИ клавиатура это инструмент, который выглядит как синтезатор с обычными чёрно-белыми клавишами. Только без синтезатора как такового. Когда-то давно, ту часть синтезатора, которая непосредственно создаёт звук, имеет процессор, банки патчей, так вот эту часть, давненько уже, называли «мозги». Ну так вот, МИДИ клавиатура это как бы синтезатор без мозгов… Пустой.

Так же как и обычная компьютерная клавиатура, МИДИ-клавиатура передаёт в компьютер сигналы о нажатых клавишах. Но не только о том, какая именно клавиша нажата. В компьютер приходит информация о времени нажатия и отпускания клавиши, о силе удара по клавише – вернее о скорости движения клавиши во время нажатия (чем быстрее опускается клавиша, тем громче звук). Этот параметр называется «велосити» — velocity. Ну, тут можно тоже не переводить.

Помимо сигналов от нажатых клавиш, в компьютер с миди клавиатуры поступают сообщения от различных контроллеров – педали сустейна, колёс глиссандо и вибрато, джойстика, пэдовых кнопок. Кроме того, любая МИДИ клавиатура имеет переключатели МИДИ-каналов (по числу этих каналов – 16). Эти переключатели можно использовать, если необходимо в процессе исполнения переключаться между различными звуковыми пресетами, чтобы оперативно изменять звучание инструмента. Как известно МИДИ сообщения передаются по 16 каналам. На вашем виртуальном синтезаторе (в компьютере) можно подготовить до 16 различных звуковых пресетов, в соответствии с вашей творческой задачей, и на каждый пресет прописать свой МИДИ-канал. И затем, непосредственно с МИДИ-клавиатуры, с помощью переключателей МИДИ-каналов, вы можете оперативно переключаться между различными звуковыми пресетами, подготовленными в компьютере, и изменять звук в процессе исполнения. Главное всё хорошо запомнить, где какой звук и не перепутать, а то если по-нечаянноси включатся барабаны вместо скрипки, будет лажа…

Использование обычного синтезатора вместо МИДИ-клавиатуры

Вместо МИДИ клавиатуры можно использовать и обычный синтезатор «с мозгами». Однажды я смотрел в Ютьюбе один рекламный обзор от производителя новейшего виртуального синтезатора. И там музыкант, который делал этот обзор, вместо МИДИ-клавы использовал КРУТЕЙШУЮ и дорогостоящую «железную» рабочую станцию. Поэтому, если у вас уже есть «железный» синтезатор, к которому вы привыкли, для перехода на виртуальную систему вам совсем необязательно покупать новую МИДИ-клаву. Старый добрый, привычный инструмент вполне может вам ещё послужить в новом качестве.

Как подключить ваш синтезатор к компьютеру

Если у вас уже есть свой клавишный инструмент, какой нибудь приличный синтезатор, электронное пианино, или даже несложная самоиграйка по типу YAMAHA из серии PSR, ваш инструмент вполне можно подключить к компьютеру и использовать вместо МИДИ-клавиатуры. Поверьте – ваша «пээсэрка», при помощи компьютера волшебным образом преобразится и станет крутейшей рабочей станцией, не хуже (а может ещё и получше) чем её старший собрат, какой ни будь montage6! (Ну вот, даже сравните — montage6 — количество тембров: 1900, а вот VST синтезатор HALion 6 – сразу от 4000 тембров!). И вообще – железный синтезатор, каким бы он не был – это только один синтезатор. Но при использовании компьютера и МИДИ клавиатуры вам доступно великое множество самых разных виртуальных синтезаторов – работайте и творите все, что вам нужно!

Подключение по USB

Подключить к компьютеру синтезатор несложно – так же как и любой внешний девайс. Все современные синтезаторы имеют USB выход. Просто подключается, регистрируется в системе как внешнее устройство и работает. В большинстве случаев установка драйверов не требуется.

Если нет USB

Если у вашего синтезатора нет USB – не проблема! Необходимо найти специальный переходник USB to MIDI. Лучше конечно не пытаться ничего стряпать самостоятельно, а приобрести настоящий фирменный переходник в магазине – от 1500 рублей. Я не скажу, что у меня было так много опыта подключения разных инструментов через разные переходники – только один опыт. Я подключал к компьютеру электронное пианино YAMAHA P-140 с помощью переходника от Alesis. Всё прошло штатно – подключил, и сразу заработало. Единственное – ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При подключении синтезатора переходником USB to MIDI необходимо штекер in вставлять в гнездо out на синтезаторе и соответственно штекер out в гнездо in – ну так оно работает!

И ещё небольшая деталька про этот USB to MIDI – в случае его использования компьютер скорее всего не считает марку вашего девайса. В списке MIDI-устройств в программе он будет значиться как USB to MIDI или что-то в этом роде. Поэтому – не потеряйте свой девайс в компьютере.

Но это всё на тот случай если у вас уже есть синтезатор.

Как правильно выбрать клавиатуру

Теперь всё о том варианте, если никакого МИДИ-девайса у вас ещё нет, и вы озадачились, что выбрать, что лучше.

МИДИ клавиатуры и вообще МИДИ-устройства бывают самые разные по своему устройству и возможностям, поэтому сказать – что лучше, это будет неправильный вопрос. Всё зависит от вас – от вашего направления, от вашего репертуара, вашей профессиональной подготовки, словом, от тяжести случая…

Причём, нужно учитывать не только ваше НЫНЕШНЕЕ состояние, но и ваши планы хотя бы в среднесрочной перспективе – лет на пять, хотя бы.

Если вы играете одним пальцем и остальные девять планируете задействовать в ближайшие пять лет – ну, дело благое, главное чтобы с пользой. В вашем случае вполне подойдёт клавиатура на две октавы со всеми контроллерами, пэдами, и можно даже без педальки. С этим вы сможете с удовольствием и плодотворно музицировать и даже зарабатывать. Почему бы и нет?

Но если у вас за плечами музучилище или консерватория, то конечно нужно что-то покрупнее, полноразмерное и полновзвешенное. Даже на пяти октавах синтезаторного типа вам скоро станет тесно.

Или вот ещё вариант. Если ваш отпрыск сегодня играет одним пальцем, но вы своего отпрыска отправляете учиться в музыкальную школу, тут конечно девайс на две октавы сразу не подойдёт! Здесь два варианта:

Два типа клавиатур

Если ваш ребёнок будет проходить обучение по классу СИНТЕЗАТОРА то конечно можно обойтись клавиатурой СИНТЕЗАТОРНОГО типа на 5 октав. Вполне.

Но если ваш маленький гений будет учиться на отделении ФОРТЕПИАНО, то вы просто так дешёвкой не отделаетесь. Вам, прежде всего, нужна полновзвешенная клавиатура с молоточковой механикой. А МИДИ клавиатуры такого типа достаточно дороги и стоят столько же сколько и электронные пианино. Поэтому, на мой взгляд, лучше уже приобрести недорогое электронное пианино, например YAMAHA p-45 которым можно пользоваться как с компьютером, так и без него.

Ну и конечно во всех подобных случаях нужна педаль сустейна. Без неё никак не получится нормально работать. И обратите внимание также – эта педаль должна быть также полноразмерная – сама педаль по виду примерно как на пианино, и корпус достаточных размеров. Есть, знаете, такие вот ма-аленькие педальки примерно 6х6 сантиметров. Не знаю, для чего их делают, но работать с такой педалькой совершенно невозможно. И если уже есть такая педаль – лучше её сразу выбросить и не мучиться, а пойти и приобрести нормальное устройство и пользоваться с удовольствием.

И ещё несколько слов о разных типах клавиатур.

Как я уже сказал, сами клавиатуры бывают двух типов:

Клавиатура СИНТЕЗАТОРНОГО типа – «мягкие» клавиши просто на пружине – как у всех синтезаторов или электроорганов.

Клавиатура с МОЛОТОЧКОВОЙ МЕХАНИКОЙ – по ощущениям имитирует клавиатуру рояля. Такая клавиатура, конечно, стоит дороже, поскольку имеет более сложное устройство и собирается вручную.

Какая из них лучше? Опять же неправильный вопрос. Это всё равно, что сравнивать разные инструменты – например, трубу и гитару. Что лучше, труба или гитара? Это разные инструменты, с разным звуком и имеющие совершенно разное применение в музыке.

Так же и у нас с нашими клавиатурами.

Клавиатура с молоточковой механикой

Несомненно хороша для партий фортепианного типа, с использованием патчей рояля, электропиано. Играется просто и естественно как на «родном» инструменте, на котором играешь с детства. А вот играть партии рояля на синтезаторной клавиатуре – неудобно. Ну, то есть можно конечно, за неимением, но всё равно. Клавиатура слишком мягкая, и рука поставленная на рояль, постоянно ударяет слишком сильно, звуки выскакивают… Конечно, на запись работать можно – потом можно отредактировать в МИДИ-редакторе. А вот вживую если играть – не очень…

Клавиатура синтезаторного типа

Имеет совершенно другое предназначение – она для партий «пэдового» типа, чтобы играть их на стрингах или пэдах. Просто плавно переставляются аккорды, и звук тянется, тянется, заполняя фактуру. Или, например, для сольных партий с использованием духовых или синтезаторных патчей. Играть такие партии на клавиатуре с молоточковой механикой также крайне неудобно – здесь именно нужна «мягкая» клавиатура. Поэтому вот на синтезаторной – самое то!

Вот для примера фонограмма, которую я делал для детской театральной студии «Театралята». Им для упражнения по сцендвижению нужна была специально подобранная музыка, такая сборная солянка, или правильней сказать — компот…

На всякий случай — использованы музыкальные материалы Рината Лутфуллина, Игоря Котенко и Рихарда Вагнера.

Ну так вот, в этой фонорамме использован стринговый пэд, который я писал на «синтезаторной» клавиатуре YAMAHA Piaggero. А фортепианные вставки записывал на «полновзвешенной» YAMAHA p140. Очень удачное сочетание.

Итак, что же выбрать, что предпочесть – решать вам. Если вы планируете работать по максимуму, вполне можно иметь и два инструмента — с синтезаторной клавиатурой и с молоточковой механикой. Обе клавиатуры прекрасно коммутируются с компьютером. В программе подключаются как уже вам удобно. Работайте и творите в своё удовольствие и на радость людям!

Итак, мы сделали краткий обзор по теме о МИДИ клавиатурах. Разумеется в рамках одной статьи ответить на все мыслимые вопросы невозможно. Здесь мы представили краткий обзор имеющихся возможностей, разновидностей инструментов. Самое главное – чтобы правильно выбрать для себя МИДИ-клавиатуру, нужно, прежде всего, определиться с тем, что вы намерены делать, какую музыку. Определиться с вашими техническими и физическими возможностями. И тогда станет понятно, какой конкретно девайс вам нужен. В дальнейшем мы ещё будем иметь общение по теме о синтезаторах, и программах. Если остались вопросы – обращайтесь!